Главная » Статьи » Мои статьи |
Очередные разговоры с дочерью о выборе профессии. А почему, мама ты выбрала эту профессию ? Если тебе дали возможность выбрать снова профессию, выбрала бы ты профессию учителя снова ? Вопросы, вопросы… И я ищу ответы для дочери, может быть в первую очередь для себя… Профессию учителя я выбрала не случайно. Она была единственно более знакомой мне профессией, потому что моя мать-учительница. Но теперь спустя несколько лет работы я поняла , что выбранная мною профессия очень сложна , требующая от человека энергии , терпения , мудрости , таланта. Этимология русских слов воспитатель и учитель таковы; оно происходит от слова питать . Слова воспитывать и вскармливать не без основания сейчас рассматриваются как синонимы. Слово учитель появилось позже, когда человечество осознало, что знание есть ценность сама по себе и не специальная организация деятельности детей , направления на приобретение знаний. За педагогической профессией исторически закрепились две функции; адаптивная и гуманистическая. С одной стороны, учителя подготавливают своих воспитанников к нуждам данного момента, определенной социальной ситуации, а с другой стороны, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет вневременной фактор. Имея в качестве цели развития личности, как синтеза всех богатств человеческой культуры, учитель работает на будущее. Сегодня, по- моему, как никогда актуальны слова Василия Александровича Сухомлинского : « Век математики – хорошее крылатое выражение, но оно не отражает всех сущности того, что происходит в наши дни. Мир вступает в век Человека. Больше чем когда бы то ни было мы обязаны думать сейчас о том, что вкладываем в душу человека!» Сложившая система образования все усилия направляет на то, чтобы приспособить воспитанников к обстоятельствам жизни, учит их мириться с якобы неизбежными трудностями. Сегодня образ воспитания расходится образом жизни. Вырастет молодой человек которому предстоит выбирать профессию, выбирать спутника жизни, выбирать образ жизни, - а воспитывали его методами , выработанными тысячу лет назад… Значит нужно выбирать что- то новое . Мне кажется , она должна гуманизировать жизнь , изменять ее по законам красоты. « Чувства не обманывают, обманывает разум» - сказал однажды Гете. Это и есть один из краеугольных камней моей педагогической философии. И поэтому, на моих уроках всегда есть место чувствам. Я могу посмеяться шутке вместе с детьми, откровенно удивиться обыденному явлению, истинно порадоваться полученному ответу, согласиться к какому- либо эксперименту с учениками. Я считаю; ученик должен почувствовать на каждом уроке ситуацию успеха, хоть и маленького, но успеха. Личность, культура и профессионализм ( знание методик) неразрывны, и сегодня именно методики - главное звено в этой цепи , потому что они доступны, они определены, их можно распространять, и они меняют характер учителя, заставляют его тянуться к культуре. Присвоение знаний , облагораживание личности должно осуществляться через сердце и духовность, и поэтому, необходимо, чтобы воспитание опережало обучение. Именно об этом говорил и имел виду сторонник гуманно - личностного подхода в педагогике Ш. А. Амонашвили , чьи взгляды я полностью разделяю. Крепкий духом человек не ждет от жизни легкой удачи. Не знавший особых трудностей в детстве , он тем не менее подготовлен к встречи с жизнью. Он не передается унижению , не впадает в отчаяние , не меняет взглядов под влиянием первого встречного, не теряет веры в жизнь после первой же беды. Чтобы дети выросли нравственными людьми надо добиваться от ребенка лишь того чего мы можем добиться , не посягая на него. Так получается , так нет. В сущности как мало нужно для хорошего воспитания ! Надо лишь понять, что нет двух отношений к ребенку - человеческого и педагогического. Есть только одно, одно и только одно: человеческое. Сейчас очень много говорят о модернизации современного образования. Сначала о реформе, а теперь - о модернизации . Мне кажется , модернизация начинается у учительского стола , непосредственно с учителя. Она может и закончится , не начавшись толком. Время выдвигает новые требования , и в нашем современном динамично меняющем мире быть хорошим учителем очень непросто . Необходимо постоянно совершенствоваться и учиться : много читать ,осваивать современную компьютерную технику , быть в курсе новейших информационных технологий и последних достижений науки. Только таким образом можно поддержать свой авторитет, вызвать искреннее уважение у нынешнего молодого поколения. Народный поэт Башкортостана Мустай Карим сказал однажды : « В тоже время меня часто посещают тревожные думы о том , что расстояние между учеником и учителем становится все больше и больше , тому немало причин. Когда то в очень давние времена было их было двое- учитель и ученик. Потом их стало трое- учитель , ученик и учебник, который связывал тех двоих. Теперь между ними появились электронные мозги ,которые могут программировать и внедрять в людей многое , кроме духовных ценностей , таких как любовь, совесть , доброта и сострадание. В этом я вижу опасность стандартизации личности. Если мои тревоги напрасны , то я этому рад.» Каждый день моей работы в школе дает мне право ответить на этот вопрос утвердительно. Да , ваши тревоги были напрасными . Несмотря ни на какие компьютеры, наши ученики ждут нас - своих учителей. Меня не было три дня в школе .я ездила на научно- практическую конференцию. Прихожу на четвертый день в школу и с порога слышу : « Наша классная приехала ,она приехала ! …» Один , второй ,третий... Вот только за такие моменты я с большим удовольствием буду работать в школе и с гордостью отвечу на вопросы дочери : « Да , мне нравится своя профессия! Не только нравится, я чувствую ,что нужна в данный момент моей школе -своим ученикам, родителям ,значит , должна и буду работать не жалея ни сил , ни времени … А если мне дадут возможность выбора , я снова выберу эту профессию. Он создал нас , он воспитал в нас пламень , Поставлен им краеугольный камень , Им чистая лампада возжена. Прекрасные пушкинские строки... И посвящены они Учителю. И дай бог мои ученики спустя несколько лет могли сказать обо мне тоже самое. | |
Просмотров: 763 | |
Всего комментариев: 0 | |