Главная » Статьи » Мои статьи

Эссе "Моя педагогическая философия"

Очередные  разговоры   с  дочерью   о  выборе   профессии. А почему, мама  ты выбрала  эту профессию ? Если тебе  дали  возможность   выбрать  снова  профессию, выбрала  бы    ты профессию   учителя снова ?  Вопросы, вопросы…  И я ищу ответы  для  дочери, может быть  в первую  очередь   для  себя…                                                                                                                                                          Профессию учителя  я  выбрала не случайно.  Она была  единственно  более  знакомой  мне профессией, потому  что  моя  мать-учительница. Но теперь    спустя  несколько   лет  работы  я  поняла , что  выбранная мною  профессия  очень  сложна , требующая   от человека  энергии , терпения , мудрости , таланта.                                                                                                                                                Этимология  русских  слов  воспитатель   и   учитель  таковы; оно  происходит  от  слова  питать .  Слова   воспитывать  и  вскармливать  не  без  основания  сейчас  рассматриваются  как  синонимы.  Слово  учитель  появилось  позже,  когда  человечество   осознало, что  знание  есть  ценность  сама по  себе  и  не  специальная  организация  деятельности   детей , направления  на  приобретение  знаний. За  педагогической  профессией  исторически закрепились  две  функции; адаптивная  и  гуманистическая.                                                                                                                                  С  одной  стороны, учителя   подготавливают  своих  воспитанников  к  нуждам  данного  момента,  определенной социальной  ситуации, а  с  другой  стороны, объективно  оставаясь  хранителем  и  проводником  культуры, несет  вневременной  фактор. Имея  в  качестве   цели  развития  личности, как  синтеза  всех  богатств  человеческой  культуры, учитель  работает  на                            будущее.                                                                                                                                                                            Сегодня, по- моему, как никогда  актуальны  слова   Василия   Александровича   Сухомлинского : « Век  математики – хорошее  крылатое  выражение, но  оно  не  отражает  всех  сущности  того, что  происходит  в  наши   дни. Мир  вступает  в  век   Человека.  Больше  чем  когда  бы  то  ни  было  мы  обязаны  думать  сейчас  о  том, что  вкладываем  в  душу  человека!»   Сложившая  система  образования  все  усилия  направляет  на  то, чтобы  приспособить  воспитанников  к  обстоятельствам  жизни, учит  их  мириться  с  якобы  неизбежными  трудностями. Сегодня  образ  воспитания  расходится  образом  жизни. Вырастет  молодой  человек  которому  предстоит  выбирать  профессию, выбирать  спутника  жизни, выбирать  образ  жизни, - а  воспитывали  его  методами , выработанными  тысячу  лет  назад… Значит  нужно  выбирать  что- то новое .   Мне кажется , она должна  гуманизировать  жизнь , изменять   ее  по  законам  красоты.  «  Чувства  не  обманывают, обманывает   разум» - сказал  однажды    Гете. Это  и  есть  один  из  краеугольных  камней  моей  педагогической  философии. И  поэтому,  на  моих  уроках  всегда  есть   место  чувствам. Я  могу  посмеяться  шутке  вместе  с  детьми, откровенно  удивиться  обыденному  явлению, истинно  порадоваться  полученному  ответу, согласиться  к  какому- либо  эксперименту  с  учениками. Я  считаю;  ученик  должен   почувствовать  на  каждом  уроке  ситуацию  успеха, хоть  и  маленького, но  успеха. Личность, культура  и  профессионализм  ( знание методик)  неразрывны, и  сегодня  именно  методики - главное  звено  в  этой  цепи , потому  что  они  доступны, они  определены, их  можно  распространять, и  они  меняют  характер   учителя,  заставляют  его  тянуться  к  культуре.                                     Присвоение  знаний , облагораживание  личности  должно  осуществляться  через  сердце  и  духовность, и  поэтому, необходимо,  чтобы  воспитание опережало  обучение. Именно  об  этом  говорил  и  имел  виду  сторонник  гуманно -  личностного  подхода  в  педагогике   Ш. А. Амонашвили , чьи  взгляды  я  полностью  разделяю.

    Крепкий духом человек не ждет  от жизни легкой удачи. Не знавший особых трудностей  в детстве , он тем не менее подготовлен  к встречи  с жизнью. Он не передается унижению ,  не впадает в отчаяние , не меняет взглядов под  влиянием первого встречного, не теряет веры в жизнь после первой же беды. Чтобы дети выросли нравственными людьми надо добиваться от ребенка лишь того чего мы можем добиться , не посягая на него. Так получается , так нет.

 В сущности как мало нужно для хорошего воспитания ! Надо лишь понять, что нет двух отношений к ребенку - человеческого и педагогического. Есть только одно, одно  и только одно: человеческое.

Сейчас очень много говорят  о модернизации современного образования. Сначала о реформе, а теперь - о модернизации . Мне кажется  , модернизация начинается у учительского стола , непосредственно с учителя. Она может и закончится  , не  начавшись толком. Время выдвигает новые требования  , и в нашем современном динамично меняющем мире быть хорошим учителем очень непросто . Необходимо постоянно совершенствоваться и учиться : много читать ,осваивать современную компьютерную технику , быть в курсе новейших информационных технологий и последних достижений науки. Только таким образом можно поддержать свой авторитет, вызвать искреннее уважение у нынешнего молодого поколения.

Народный поэт Башкортостана  Мустай Карим сказал однажды :  « В тоже время меня часто посещают тревожные  думы о том , что расстояние между учеником и учителем становится все больше и больше , тому немало причин. Когда то в очень давние времена было их было двое- учитель и ученик. Потом их стало трое- учитель , ученик  и учебник, который связывал тех двоих. Теперь между ними появились электронные мозги ,которые могут программировать и внедрять в людей многое , кроме духовных ценностей ,   таких как любовь, совесть , доброта и сострадание. В этом я вижу опасность стандартизации личности. Если мои тревоги напрасны  , то я этому рад.»

Каждый день моей работы в школе дает мне право ответить на этот вопрос утвердительно. Да , ваши тревоги были  напрасными  .   Несмотря ни на какие компьютеры, наши ученики ждут нас - своих учителей.

Меня не было три дня в школе .я ездила на научно- практическую конференцию. Прихожу на четвертый день в школу и с порога слышу : « Наша классная приехала ,она приехала ! …» Один , второй ,третий... Вот только за такие моменты я с большим удовольствием буду работать в школе и с гордостью отвечу на вопросы дочери : « Да , мне нравится  своя профессия! Не только нравится, я чувствую ,что нужна в данный момент моей школе -своим ученикам, родителям ,значит  , должна и буду работать не жалея ни сил , ни времени  … А если мне дадут возможность выбора  , я снова выберу эту профессию.

                             Он создал нас , он воспитал в нас пламень ,

                                Поставлен им краеугольный камень ,

                              Им чистая лампада возжена.

Прекрасные пушкинские строки... И посвящены они Учителю. И дай бог мои ученики спустя несколько лет могли сказать обо мне тоже самое.

Категория: Мои статьи | Добавил: mygarbi (10.01.2015)
Просмотров: 763 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar