Главная » Статьи » Мои статьи

Конспект урока математики в 5 классе "Единицы длин у башкир и мои измерительные приборы"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет математика

Класс 5

Базовый учебник Математика. 5 класс. Н.Я.Виленкин и др. – М.:Мномозина,2008.

Тема урока:     Старинные меры измерения длины  у башкир  и  мои измерительные  инструменты

                                   Цели урока:

Образовательная:

- познакомить детей со старинными мерами длины у башкир ;

- научить пользоваться этими мерами при решении задач;

- научить переводить старинные меры в метрическую  систему единиц.

Развивающая:

- развитие интереса учащихся к предмету «Математика» и расширение кругозора; 

- развитие логического мышления, памяти, внимания учащихся;

- развитие умения применять свои знания в нестандартных задачах.

Воспитывающая:

- воспитание чувства коллективизма, культуры общения, умения выслушивать других;

- воспитание уважения к истории своей страны.

 

Прогнозируемый результат: Формирование у учащихся целостной картины о старинных мерах длины  у башкир , умения переводить старинные меры длины в современные.

Оборудование:  мультимедиапроектор; компьютер; мультимедиапрезентация о старинных  мерах длины у башкир :  доска; раздаточный материал

 

Тип урока:   урок-лаборатория.

Подготовительная работа:

  1. Сбор материала по теме урока.
  2. Подбор материала в Единой коллекции ЦОР.
  3. Подборка поговорок, пословиц и крылатых фраз содержащих названия величин и единиц их измерения.
  4. Работа творческой группы

Ход урока

 

  1. Организационный момент.  Приветствуем друг-друга  давайте  с раскрытыми руками  как говорят у нас (колас йайеп ) и улыбнемся друг –другу ибо мы собираемся  в дорогу   под названием история   вот поэтому у нас в гостях  учитель   истории , а  почему на уроке математики мы изучаем  историю  вы    наверное догадаетесь   в   ходе  урока

2. Актуализация опорных знаний    Посмотрите  на слайд 2

Найдите лишнее слово ,  обоснуйте свой  ответ

 Сантиметр   Метр    Килограмм    Миллиметр

  3 Постановка учебной задачи  А теперь  обратите внимание   что изменилось (слайд 3) таблица написана красным цветом , вспомним  светофор- что  мы делаем при красном  цвете?

 Останавливаемся   на чем –на единицах измерения длины.  Какие   единицы измерения длины вы знаете?

Слайд 4 Устная работа  Заполнить пропуски.

1 см = ……. мм

1 дм = ……. см = ……. мм

1м = ……. дм = ……. см = ……. мм

1 км = ……. м = ……. дм = ……. см = ……. мм.

 А теперь       назвать единицы измерения  длины  начиная с меньшей:  миллиметр, сантиметр, дециметр, метр ,километр, (обратить внимание на ударение)  А каким инструментом мы измеряем длину?   

 Практическая   работа  (работаем    группами ) (слайд  5)

первая группа измеряет длину и ширину двери, вторая группа  длину и ширину другой  двери  , третья группа длину и ширину  стола и записываем результаты на доске,   они нам понадобятся  в ходе урока

а теперь внимание  на слайд  (слайд 6)

   ИЛЕ,     Карыш ,     Аршын ,     КОЛАС,САЖИН ,      САКРЫМ ,          АРКАН

Знакомы ли вам эти слова ?  Слышали  ли   вы   о них? Постановка  проблемной задачи -   может нам поможет учитель истории?

Этап изучения нового материала.

Выступление учителя истории(2 -3 мин)  На первых порах развития  человечества измеряли «на глаз». Позже появились натуральные меры: длина ступни, ширина ладони и др. Названия некоторых сохранились до сих пор. здесь  тоже  меры  измерения длины .  На    уроке истории  мы с вами уже встречались с информацией о том, что не всегда в обиходе были привычные для нас теперь единицы измерения. С древних времен в каждом государстве правительство устанавливало определенные единицы для основных величин. Единицы, вошедшие в употребление, называли мерами.На этой таблице написаны древние меры длины

Учитель математики   (Слайд 7)  ИЛЕ- ширина одного пальца   -1,2 смУчитель ; а теперь работаем все вместе , покажите мне   палец  и измерьте  у   себя   ширину пальца   сколько сантиметров( совпадают ли данные  или нет  обоснуйте свой ответ) Слайд 8  КАРЫШ– расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев  1  КАРЫШ =18-19см

( Слайд 9)  Практическая работа  Измерьте  на своей руке    карыш

 ( Слайд 10)АРШЫН-71,12см.----71 см ( СЛАЙД 11)САКРЫМ—1,067 км-1 км

 Эту величину мы на себе не сможем измерить, давайте посчитаем Расстояние между  нашей деревней  и деревней Яргаишево  5 км . Если    это перевести на сакрым    сколько   это будет ?

(Слайд 12) ВТОРАЯ ЗАДАЧА  Расстояние между нашей деревней и райцентром 100 км,  сколько  сакрым  ? Учитель: Давайте сделаем вывод - значит  что означают эти слова и почему именно сегодня я написала их ?

Физминутка ( музыка  башкирской народной песни  «Урал» )

  Глаза закрыли ,  отдыхаем  Это была музыка песни «Урал»

   А что такое Урал? ( после  высказываний  учащихся )  Есть башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и пояс лег через всю землю, от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет. Уральский хребет поднимается над двумя равнинами: Восточно-Европейской и Западно-Сибирской. Он как барьер отделяет Европу от Азии.

“Урал” по-башкирски — пояс. Длина его 2500 километров. Ширина различна. В одних местах горы сжаты в полосу до 30 — 40 километров. В других раскинулись на 150 и больше километров.   А теперь  представьте вы аксакал из древних времен вот вы рассказываете про Урал  и называете  длину Урала . Какую из данных единиц измерения вы бы использовали для этого?

  Дадим слово аксакалу – дайте ответ  и обоснуйте свой ответ

(Слайд 13)Сажин -2,13 м—2 м    АРШЫН-71,12см.----71 см

САКРЫМ—1,067 км—1 км  КАРЫШ =18-19см

ИЛЕ- ширина одного пальца   -1,2 см

 ВОТ  перед   вами  древний  купец предлагает  свой товар .  Выбираем купца и покупателей  , нам  надо купить  щторы на двери и скатерть   на стол.

 С  какими   единицами измерения  мы будем пользоваться? (Учащиеся  с результатами  первой практической работы    вычисляют сколько аршин , карыш   полотна  потребуется для наших    штор и     скатерти )Вычисления  сделаны,  надо просто измерить материал и отрезать

 А  как    он купец должен измерить эти аршин , карыш   ,сажин  , у него нет  ни линеек, ни других измерительных приборов?  Постановка проблемы, как решить эту проблему ?  Варианты ответов учащихся

 Какими же измерительными приборами они могли пользоваться?

 Наши предки   из измерительных приборов располагали только собственным ростом, руками и ногами.   Вот поэтому и появились такие меры измерения длины.   Купец знает сколько сантиметров   ширина одного пальца ,   расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев и он измеряет  длину материала. Как справиться с этим заданием наш купец ? (ученик –купец  должен  измерить подручными средствами  -можно помочь  при  затруднениях)  Раньше  купцы, продавая товар, как правило, мерили его своим аршином или по-быстрому – отмеряя 'от плеча'. Недаром хитрые купцы выбирали короткоруких приказчиков.

 Устная  работа                   Задание № 1.

Сравните 1 сакрым   и 1 километр.

Запишите неравенство.  Выразите длину  сакрым  в метрах.

Задание № 2

Работа  творческой группы  (дома творческая группа должна составить таблицу  роста  одноклассников , а теперь в классе они переводят  в старинную меру )

 Имя

 Рост в см

 Карыш

 Айгузель

140 см

?

 

  Слайд 14  Мои измерительные приборы

  Вы всегда носите с собой  линейки?  Вам  срочно понадобилось измерить  длину материала,  рядом нет линейки.   Что вы сделаете  в данной ситуации? ( варианты ответов  учащихся)

Учитель:  для измерения больших расстояний полезно знать длину своего

  шага.  Тогда  ,  подсчитав количество шагов можно измерить пройденный путь  .  А вы знаете длину  своего шага? И не интересовались?

 Для измерения предметов средней длины   полезно знать  расстояние между средними  и указательными пальцев , ширину одного пальца.

  Для  измерения  предметов малой длины  полезно знать размеры каких- нибудь  маленьких предметов ,которые  могут быть  у вас   всегда  с собой

Например  диаметр  рублевой монеты

Ширину пшеничного зерна

Домашнее задание Заполните  данные  своих измерительных приборов     Слайд 15  Мои измерительные приборы

Длина моего шага-

  расстояние между средними  и указательными пальцев--

ширина одного пальца----

диаметр  рублевой монеты---

Учитель:Можно измерять локтями., и линейкой, и веткой,
Сантиметром и рулеткой, папа говорил мне так:
– Пусть нашей мерой будет шаг, шаг муравьишки – миллиметр.
Шаг у людей – примерно метр…  И посмотрим у кого  -     какой  шаг?

Итог урока. .А зачем нам надо знать ширину своего шага  и другие величины написанные    здесь (слайд 15) ?  (  ответы обоснуйте) Жили наши предки  , были аршины ,   сакрым  , иле - но почему мы перешли к другим мерам – сантиметрам , метрам  и линейке?

Как вы думаете, удобна ли была старинная система мер?

- Вот поэтому за последние два столетия система мер изменилась и стала более удобной для использования, но устаревшие слова остались в словарях, старинных книгах и   башкирских  сказках.( например привожу примеры из башкирских народных сказок «  кон уткан тон уткан ,100 сакрым ер уткан  или пословица ---Буйы 1000 карыш , акылы 1 карыш)

 У разных стран есть различные единицы измерения длины. Заходим на сайт  converter-si.ru  и показываю  перевод на различные меры измерения  различных народов .

 Рефлексия А теперь  вспомним  что я сказала  в начале урока - на уроке математики мы изучаем  историю.  Почему  я так сказала

 

 

        -  Начертите в тетради  друг под другом два отрезка, первый пусть покажет ваши знания по теме в начале урока, а второй - в конце. Поднимите руку те, у кого второй отрезок длиннее первого. А почему?   (выслушать 2- 3 ответа)  Молодцы, вы (многие?) хорошо работали ( оценка ответов  учащихся)Посмотрите  на ваши отрезки 

Мы на пороге большого  исторического  события  имя этому событию Сочи -2014.  7 октября 2013 года по нашей стране начал  свой путь факел олимпийского огня .Он пройдет  65000 км пути по России, в столице нашей   республике  в Уфе пройдет  21-22 декабря .  Если перевести на старинные меры измерения   например на  сакрым  сколько это будет?

 Домашнее   задание  каждому  учащемуся   дается карточка и можно решить  задачи на свой выбор, чем больше баллов наберешь  тем  длиннее окажется твой отрезок  и тем выше будет твоя  оценка

Наш урок закончился, но работа которую мы с вами начали  по этой теме  не заканчивается   как факел олимпийского огня пройдет  много-много   километров  -но это уже будет другая история.

  Приложение  

  1. На каком расстоянии столица нашей   республики  от  деревни?   Переведите это на сакрым (1 балл)
  2.  Напишите одну башкирскую   народную  пословицу  где есть слово  с мерами измерения длины.( 1балл)
  3. В парке посадили молодые саженцы на расстоянии 4м друг от друга. Какое расстояние между первым и двадцатым саженцем? .(2 балла)

 

  1.  Задача  взята из сборника «Арифметика» математика и педагога Леонтия Магницкого (18  век).

 Идет один человек в другой город и проходит ежедневно 40 верст, а второй человек идет навстречу ему из другого города и проходит в день 30 верст. Расстояние между городами 700 верст. Через сколько дней путники встретятся?     1 верста -1км 70м                        (3балла)

 

 

5  Мои измерительные приборы (заполнить  таблицу)   3 балла

Категория: Мои статьи | Добавил: mygarbi (10.01.2015)
Просмотров: 2093 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar