Главная » Статьи » Мои статьи |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Предмет математика Класс 5 Базовый учебник Математика. 5 класс. Н.Я.Виленкин и др. – М.:Мномозина,2008. Тема урока: Старинные меры измерения длины у башкир и мои измерительные инструменты Цели урока: Образовательная: - познакомить детей со старинными мерами длины у башкир ; - научить пользоваться этими мерами при решении задач; - научить переводить старинные меры в метрическую систему единиц. Развивающая: - развитие интереса учащихся к предмету «Математика» и расширение кругозора; - развитие логического мышления, памяти, внимания учащихся; - развитие умения применять свои знания в нестандартных задачах. Воспитывающая: - воспитание чувства коллективизма, культуры общения, умения выслушивать других; - воспитание уважения к истории своей страны.
Прогнозируемый результат: Формирование у учащихся целостной картины о старинных мерах длины у башкир , умения переводить старинные меры длины в современные. Оборудование: мультимедиапроектор; компьютер; мультимедиапрезентация о старинных мерах длины у башкир : доска; раздаточный материал
Тип урока: урок-лаборатория. Подготовительная работа:
Ход урока
2. Актуализация опорных знаний Посмотрите на слайд 2 Найдите лишнее слово , обоснуйте свой ответ Сантиметр Метр Килограмм Миллиметр 3 Постановка учебной задачи А теперь обратите внимание что изменилось (слайд 3) таблица написана красным цветом , вспомним светофор- что мы делаем при красном цвете? Останавливаемся на чем –на единицах измерения длины. Какие единицы измерения длины вы знаете? Слайд 4 Устная работа Заполнить пропуски.
А теперь назвать единицы измерения длины начиная с меньшей: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр ,километр, (обратить внимание на ударение) А каким инструментом мы измеряем длину? Практическая работа (работаем группами ) (слайд 5) первая группа измеряет длину и ширину двери, вторая группа длину и ширину другой двери , третья группа длину и ширину стола и записываем результаты на доске, они нам понадобятся в ходе урока а теперь внимание на слайд (слайд 6) ИЛЕ, Карыш , Аршын , КОЛАС,САЖИН , САКРЫМ , АРКАН Знакомы ли вам эти слова ? Слышали ли вы о них? Постановка проблемной задачи - может нам поможет учитель истории? Этап изучения нового материала. Выступление учителя истории(2 -3 мин) На первых порах развития человечества измеряли «на глаз». Позже появились натуральные меры: длина ступни, ширина ладони и др. Названия некоторых сохранились до сих пор. здесь тоже меры измерения длины . На уроке истории мы с вами уже встречались с информацией о том, что не всегда в обиходе были привычные для нас теперь единицы измерения. С древних времен в каждом государстве правительство устанавливало определенные единицы для основных величин. Единицы, вошедшие в употребление, называли мерами.На этой таблице написаны древние меры длины Учитель математики (Слайд 7) ИЛЕ- ширина одного пальца -1,2 смУчитель ; а теперь работаем все вместе , покажите мне палец и измерьте у себя ширину пальца сколько сантиметров( совпадают ли данные или нет обоснуйте свой ответ) Слайд 8 КАРЫШ– расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев 1 КАРЫШ =18-19см ( Слайд 9) Практическая работа Измерьте на своей руке карыш ( Слайд 10)АРШЫН-71,12см.----71 см ( СЛАЙД 11)САКРЫМ—1,067 км-1 км Эту величину мы на себе не сможем измерить, давайте посчитаем Расстояние между нашей деревней и деревней Яргаишево 5 км . Если это перевести на сакрым сколько это будет ? (Слайд 12) ВТОРАЯ ЗАДАЧА Расстояние между нашей деревней и райцентром 100 км, сколько сакрым ? Учитель: Давайте сделаем вывод - значит что означают эти слова и почему именно сегодня я написала их ? Физминутка ( музыка башкирской народной песни «Урал» ) Глаза закрыли , отдыхаем Это была музыка песни «Урал» А что такое Урал? ( после высказываний учащихся ) Есть башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и пояс лег через всю землю, от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет. Уральский хребет поднимается над двумя равнинами: Восточно-Европейской и Западно-Сибирской. Он как барьер отделяет Европу от Азии. “Урал” по-башкирски — пояс. Длина его 2500 километров. Ширина различна. В одних местах горы сжаты в полосу до 30 — 40 километров. В других раскинулись на 150 и больше километров. А теперь представьте вы аксакал из древних времен вот вы рассказываете про Урал и называете длину Урала . Какую из данных единиц измерения вы бы использовали для этого? Дадим слово аксакалу – дайте ответ и обоснуйте свой ответ (Слайд 13)Сажин -2,13 м—2 м АРШЫН-71,12см.----71 см САКРЫМ—1,067 км—1 км КАРЫШ =18-19см ИЛЕ- ширина одного пальца -1,2 см ВОТ перед вами древний купец предлагает свой товар . Выбираем купца и покупателей , нам надо купить щторы на двери и скатерть на стол. С какими единицами измерения мы будем пользоваться? (Учащиеся с результатами первой практической работы вычисляют сколько аршин , карыш полотна потребуется для наших штор и скатерти )Вычисления сделаны, надо просто измерить материал и отрезать А как он купец должен измерить эти аршин , карыш ,сажин , у него нет ни линеек, ни других измерительных приборов? Постановка проблемы, как решить эту проблему ? Варианты ответов учащихся Какими же измерительными приборами они могли пользоваться? Наши предки из измерительных приборов располагали только собственным ростом, руками и ногами. Вот поэтому и появились такие меры измерения длины. Купец знает сколько сантиметров ширина одного пальца , расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев и он измеряет длину материала. Как справиться с этим заданием наш купец ? (ученик –купец должен измерить подручными средствами -можно помочь при затруднениях) Раньше купцы, продавая товар, как правило, мерили его своим аршином или по-быстрому – отмеряя 'от плеча'. Недаром хитрые купцы выбирали короткоруких приказчиков. Устная работа Задание № 1. Сравните 1 сакрым и 1 километр. Запишите неравенство. Выразите длину сакрым в метрах. Задание № 2 Работа творческой группы (дома творческая группа должна составить таблицу роста одноклассников , а теперь в классе они переводят в старинную меру )
Слайд 14 Мои измерительные приборы Вы всегда носите с собой линейки? Вам срочно понадобилось измерить длину материала, рядом нет линейки. Что вы сделаете в данной ситуации? ( варианты ответов учащихся) Учитель: для измерения больших расстояний полезно знать длину своего шага. Тогда , подсчитав количество шагов можно измерить пройденный путь . А вы знаете длину своего шага? И не интересовались? Для измерения предметов средней длины полезно знать расстояние между средними и указательными пальцев , ширину одного пальца. Для измерения предметов малой длины полезно знать размеры каких- нибудь маленьких предметов ,которые могут быть у вас всегда с собой Например диаметр рублевой монеты Ширину пшеничного зерна Домашнее задание Заполните данные своих измерительных приборов Слайд 15 Мои измерительные приборы Длина моего шага- расстояние между средними и указательными пальцев-- ширина одного пальца---- диаметр рублевой монеты--- Учитель:Можно измерять локтями., и линейкой, и веткой, Итог урока. .А зачем нам надо знать ширину своего шага и другие величины написанные здесь (слайд 15) ? ( ответы обоснуйте) Жили наши предки , были аршины , сакрым , иле - но почему мы перешли к другим мерам – сантиметрам , метрам и линейке? Как вы думаете, удобна ли была старинная система мер? - Вот поэтому за последние два столетия система мер изменилась и стала более удобной для использования, но устаревшие слова остались в словарях, старинных книгах и башкирских сказках.( например привожу примеры из башкирских народных сказок « кон уткан тон уткан ,100 сакрым ер уткан или пословица ---Буйы 1000 карыш , акылы 1 карыш) У разных стран есть различные единицы измерения длины. Заходим на сайт converter-si.ru и показываю перевод на различные меры измерения различных народов . Рефлексия А теперь вспомним что я сказала в начале урока - на уроке математики мы изучаем историю. Почему я так сказала
- Начертите в тетради друг под другом два отрезка, первый пусть покажет ваши знания по теме в начале урока, а второй - в конце. Поднимите руку те, у кого второй отрезок длиннее первого. А почему? (выслушать 2- 3 ответа) Молодцы, вы (многие?) хорошо работали ( оценка ответов учащихся)Посмотрите на ваши отрезки Мы на пороге большого исторического события имя этому событию Сочи -2014. 7 октября 2013 года по нашей стране начал свой путь факел олимпийского огня .Он пройдет 65000 км пути по России, в столице нашей республике в Уфе пройдет 21-22 декабря . Если перевести на старинные меры измерения например на сакрым сколько это будет? Домашнее задание каждому учащемуся дается карточка и можно решить задачи на свой выбор, чем больше баллов наберешь тем длиннее окажется твой отрезок и тем выше будет твоя оценка Наш урок закончился, но работа которую мы с вами начали по этой теме не заканчивается как факел олимпийского огня пройдет много-много километров -но это уже будет другая история. Приложение
Идет один человек в другой город и проходит ежедневно 40 верст, а второй человек идет навстречу ему из другого города и проходит в день 30 верст. Расстояние между городами 700 верст. Через сколько дней путники встретятся? 1 верста -1км 70м (3балла)
5 Мои измерительные приборы (заполнить таблицу) 3 балла | |||||||||
Просмотров: 2093 | |
Всего комментариев: 0 | |